Наименование учебного модуля: Управление образовательной организацией

Разработчики: Васильев В.В., кандидат исторических наук, ректор ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Демидова Е.Б., начальник юридического отдела ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Джаджа С.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Кустова Ю.Н., проректор ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Нуждин А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры поликультурного образования, ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Чуванова В.Ю., методист отдела науки и образовательных проектов ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Юдакова Ю.Ю., главный бухгалтер ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
Аннотация: Учебный модуль «Управление образовательной организацией» предназначен для обучения кадрового резерва руководителей общеобразовательных учреждений и направлена на углубление теоретических знаний, совершенствование практических умений, формирование навыков рефлексии, как основы создания новых образцов профессиональной деятельности, формирования управленческой культуры руководителя.

 


 

Наименование учебного модуля: Организация мониторинговых исследований на региональном и субрегиональном уровне

Разработчики: Чупин В.Н., кандидат педагогических наук, доцент, директор АНО ДПО "Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита";
Шмелькова О.М., методист АНО ДПО «Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита».
Аннотация: Принятие обоснованных управленческих решений, в том числе имеющих целью распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, должно иметь значительное аналитическое подкрепление, отражающее основные тенденции развития различных характеристик системы образования. Учебный модуль «Организация мониторинговых исследований на региональном и субрегиональном уровне» предназначен для повышения квалификации специалистов региональных и субрегиональных (муниципальных) служб органов управления образованием и направлен на освоение  содержательных, технологических и организационных ресурсов мониторинговых исследований при организации информационного поля управления образовательными системами.

 


 

Наименование учебного модуля: Алгоритм обеспечения анализа и интерпретации результатов оценивания результативности реализации региональных приоритетов на субрегиональном уровне

Разработчики: Чупин В.Н., кандидат педагогических наук, доцент, директор АНО ДПО «Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита»;
Шмелькова О.М., методист АНО ДПО «Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита».
Аннотация: Учебный модуль «Алгоритм обеспечения анализа и интерпретации результатов оценивания результативности реализации региональных приоритетов на субрегиональном уровне» предназначен для повышения квалификации специалистов региональных и субрегиональных (муниципальных) служб органов управления образованием и направлен на освоение способов трактовки  результатов оценивания результативности реализации региональных приоритетов на субрегиональном уровне,  интерпретации полученных в результате оценивания выводов; основных подходов к проектированию системы мер по снижению рисков деятельности управленческих структур в зоне региональных приоритетов на субрегиональном уровне.

 


 

Наименование учебного модуля: «Проектирование психологически безопасной комфортной образовательной среды как средства управления внутришкольной образовательной системой»

Разработчики: Клюева Т.Н., кандидат психологических наук, директор ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»;
Илюхина Н.В., заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр».
Аннотация: Вступление в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от «29»  декабря 2012г.), реализация новых федеральных государственных стандартов общего образования предъявило новые требования к профессиональным компетенциям педагога. Это нашло отражение в профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общим образовании) (воспитатель, учитель), утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от «18» октября 2013г. №544н.
Освоение программы учебного модуля «Проектирование психологически безопасной комфортной образовательной среды как средства управления внутришкольной образовательной системой» позволит учителям, заместителям руководителей образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу общего образования оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду.

 


 

Наименование учебного модуля: «Образовательные технологии предметной области «Технология»: организация самостоятельной работы обучающихся с информацией, образовательное путешествие как средство профессиональной ориентации». Проектная деятельность обучающихся на уроках технологии»

Разработчики: Голуб Галина Борисовна, кандидат исторических наук, в.н.с. Приволжского филиала ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Перелыгина Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, ст.н.с. Приволжского филиала ФГАУ «Федеральный институт развития образования».
Аннотация: Программа модуля разработана для обеспечения кадрового ресурса реализации ФГОС основного общего образования в части достижения образовательных результатов предметной области «Технология».
Программа предполагает формирование следующей дополнительной профессиональной компетенции педагогов: «разрабатывает проектные задания как средства формирования образовательных результатов предметной области «Технология»». В процессе реализации программы участники повышения квалификации получат возможность разработать продукты для применения на своем рабочем месте.

 


 

Наименование учебного модуля: Оценивание метапредметных и личностных образовательных результатов на входе в основную образовательную программу основного общего образования: ресурсы и организация входного тестирования»

Разработчики: Фишман И.С., кандидат педагогических наук, в.н.с. АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов».
Аннотация: Программа модуля «Оценивание метапредметных и личностных образовательных результатов на входе в основную образовательную программу основного общего образования: ресурсы и организация входного тестирования» предназначена для повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей), а также учителей-методистов (вне зависимости от преподаваемого предмета) учреждений общего образования.
Программа предполагает формирование таких дополнительных профессиональных компетенций педагогов как:
осуществляет руководство процессом разработки тестов (включая кодификатор, план теста, тестовые задания) для проведения оценивания сформированности метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся, приступающих к освоению основной образовательной программы основного общего образования;
организует входной замер сформированности метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся, приступающих к освоению основной образовательной программы основного общего образования, и проводит интерпретацию его результатов в рамках функционирования внутришкольной системы оценки качества образования.
Программа профессионального модуля может быть использована в качестве вариативного модуля повышения квалификации работников образования для повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений.

 


 

Наименование учебного модуля: Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке в контексте задач социализации и развития личности

Разработчики: Юдин В.И., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой современных технологий и качества образования МБОУ ДПО "Центр развития образования" г.о. Самара.
Аннотация: Программа учебного модуля «Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке в контексте задач социализации и развития личности» предназначена для руководителей (заместителей руководителей), учителей, работающих на основной ступени общего образования, методистов и специалистов, решающих задачи повышения качества общего образования. Курс ориентирован на углубление методологических знаний и практических навыков слушателей в использовании ресурсов содержания учебного предмета и совместной деятельности учителя и учащихся в решении задач социализации и развития учащихся, формирования у них соответствующих личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, определяемых ФГОС.

 


 

Наименование учебного модуля: «Системный подход в практике образовательного учреждения»

Разработчики: Искрин Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Панарина Л,Ю., кандидат психологических  наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
Нуждин А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры поликультурного образования, ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
Аннотация: Учебный модуль «Системный подход в практике образовательного учреждения: технологии и вопросы управления» предназначен для повышения профессиональной компетентности педагогов в области моделирования деятельности, анализа и эффективного решения профессиональных задач на основе системного мышления; совершенствования навыков решения управленческих задач в области образования с точки зрения системного подхода; приобретения навыков использования системных технологий управления для решения различных практических задач в современном образовательном учреждении.

 


 

Наименование учебного модуля: «Интеграция дополнительного и общего образования в современном образовательном учреждении»

Разработчики: Чичканова Т.А., кандидат исторических наук, доцент, кафедра русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»;
Климина Л.В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, ГАОУ ДПО «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
Аннотация: В ходе освоения учебного модуля «Интеграция дополнительного и общего образования в современном образовательном учреждении»  слушатели знакомятся с основными условиями интеграции общего и дополнительного образования школьников, обеспечивающей развитие мотивации учащихся к творческой деятельности в естественнонаучной и гуманитарной областях. В шести разделах курса предполагается знакомство: с требованиями к отбору и структурированию содержания, предназначенного для использования в условиях интеграции общего и дополнительного образования школьников; с возможностями формирования компонентов основного и дополнительного образования школьников в единый учебный процесс, а именно в качестве общего психолого-педагогического подхода, позволяющего обеспечить методическую преемственность учебного процесса на всех этапах образования школьников, предложен системно-деятельностный подход. Также слушателям предлагается для изучения и освоения в модельных ситуациях комплект материалов для учебно-методического обеспечения, необходимый для интеграции общего и дополнительного образования школьников. В качестве одного из вариантов оценки результативности процесса интеграции предлагается диагностирующий материал.

 


 

Наименование учебного модуля: «ИКТ как средство формирования личностных результатов обучающихся»

Разработчики: Брыксина О.Ф., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой ИКТ в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, сертифицированный преподаватель Google.
Аннотация: Новые образовательные стандарты отводят воспитательной компоненте основополагающую роль в формировании личности школьника и в его успешной социализации. Эта приоритетная задача отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой раз-работки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими положениями:
• ФГОС общего образования направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся.
• В соответствии со ФГОС на всех ступенях общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
• Личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования включают  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поли-культурном социуме.
Таким образом, востребованность результатов модуля «ИКТ как средство формирования личностных результатов обучающихся» обусловлена требованиями реализации основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и необходимостью формирования у обучающихся базовых национальных ценностей средствами технологий, адекватных уровню развития современного информационного общества.

 


 

Наименование учебного модуля: «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам»

Разработчики: Бикбаев Д.А., начальник отдела ИКТ ГБОУ ДПО "Центр профессионального образования Самарской области";
Савин П.Ю., методист отдела ИКТ ГБОУ ДПО "Центр профессионального образования Самарской области".
Аннотация: Программа модуля «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» разработана в рамках реализации мероприятии «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (1.4. «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам») Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и предназначена для обучения специалистов органов управления образованием, ресурсных служб, экспертов сферы образования, ответственных за внедрение и эксплуатацию ИКТ-систем управления образованием.

 


 

Наименование учебного модуля: «Система работы образовательного учреждения с родителями обучающихся»

Разработчики: Перелыгина Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, ст.н.с. Приволжского филиала ФГАУ «Федеральный институт развития образования».
Аннотация: Программа «Выстраивание системы работы с родителями в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов» предназначена для повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей) учреждений общего образования. Программа предполагает формирование дополнительной профессиональной компетенции слушателей «Планирует систему работы с родителями, соответствующую требованиям ФГОС  и положениям Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации».
Требования федеральных государственных стандартов общего образования на всех ступенях обучения предписывают общеобразовательному учреждению обеспечение участия родителей в наполнении части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (п. 15 ФГОС среднего (полного) общего образования, п. 15 ФГОС основного общего образования, п. 15 ФГОС начального общего образования) и формирование психолого-педагогической компетентности родителей (п. 25 ФГОС среднего (полного) общего образования, п. 15 ФГОС основного общего образования). Учитывая требования ст. 28 и 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», работа с родителями должна проводиться в том числе через сайт образовательного учреждения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
Данная программа позволяет восполнить дефицит внутренних ресурсов (профессиональной компетенции) руководителей (заместителей руководителей) общеобразовательных учреждений, необходимых для привлечения родительской общественности к процессу формирования части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.